А теперь о новой волне судостроения. Мы уже не раз говорили в наших выпусках о портфеле заказов Зеленодольских корабелов — он расписан аж до 2030 года. Действительно сейчас дана перезагрузка, и мы это видим — сданы два исследовательских судна и пассажирские «Метеоры», военные и спасательные. И вот в следующем репортаже Инны Даниловой, наша группа впервые за долгое время посетила некоторые цеха, которые были закрыты для съемок, мы стали первыми, кто их посетил, и увидели как ведется работа.
Создание всех кораблей на заводе начинается с раскройки. Как при шитье нарядов по эскизам, так по чертежам конструкторов корабелы сначала создают металлические лекала будущих метеоров, буксиров и военных кораблей. Причем, так же как и ткани, металл бывает разного состава и толщины — от миллиметра до 14 сантиметров.
«К нам приходит металлический прокат, мы его пропускаем через специальную установку и уже дальше машиной плазменной резки мы его, согласно раскроенных карт, вырезаем для дальнейшей сборки в сборочном цехе»,- говорит заместитель начальница цеха по подготовке производства цеха №3 Тимур Фаизов.
На сборку составные части судов приходят очищенными, отшлифованными и окрашенными. А в это время из цеха судового машиностроения приходят детали — от болтов до винтов. С точностью до микрона их делают на станках с числовым программным управлением.
«У нас сейчас происходит по техвооружению замена старого оборудования на новое. Вот, кстати, представлена линейка новых станков с программным числовым управлением. Есть уникальные станки, такие, как большой карусельный, станки для производства валовых линий, аналогов которым нет в ПФО. Сейчас это особенно актуально в связи с востребованностью кораблей для флота. А также гражданских судов»,- говорит заместитель начальника цеха № 4 Тимур Хамраев.
Судостроители — специалисты штучные. Поэтому и зарплата у опытных профессионалов не маленькая.
Роман Рыжов на судостроительном заводе имени Горького пять лет. Говорит, привлекла стабильность и возможность получить стать классным хорошооплачиваемым специалистом.
«Сюда пришел — здесь всему обучили, показали. На протяжении пяти лет работаю. Зарплата устраивает, хорошая, высокая зарплата тут. Порядка 70 тысяч. Для того, чтобы зарабатывать 70 тысяч, нужно уметь писать программу, отрабатывать, налаживать станок, подборка инструмента»,- говорит оператор станков с ЧПУ для токарных операций Роман Рыжов.
Игорь Козлов в Татарстан с семьей переехал с Урала. И зарплата, и условия работы на Зеленодольском судостроительном, говорит, гораздо лучше.
«Я работаю здесь год. До этого я работал в Екатеринбурге 13 лет на заводе тоже. Работал оператором на станках с ЧПУ, но на станках более старых. Освоился я быстро. Приняли хорошо. Очень дружный коллектив»,- говорит оператор станков с ЧПУ для фрезерных операций Игорь Козлов.
А еще это коллектив, увлеченный своей работой. Сборщик корпусов Айдар Хузиев корабелом мечтал стать с детства. Окончил колледж и в дальнейшем хочет получить высшее инженерное образование.
«Очень я увлекался корабликами. Строил разные. И вот, попробовал сюда устроился — понравилось. Учился сначала рубщиком — год работал. Потом перешел постепенно на дуговую сварку. Так постепенно, постепенно научился за пять лет. Детали состыковываешь, по чертежам смотришь. В общем, понравилось мне»,- говорит сборщик корпусов металлических судов цеха №17 Айдар Хузиев.
Нынешний заказ, на которым трудятся судосборщики — многофункциональный морской буксир, способный пробивать толщи льда. До Нового года в цехе должны построить корпуса пяти таких судов. А затем оснастить оборудованием и всем необходимым для дальнего плавания.
«Сдан корпус корабля — это означает, что мы переходим к новому этапу. Это значит, что нам разрешено на нем монтировать различные фундаменты, насыщение. И после этого переходить уже к покраске корпуса судна»,- говорит заместитель начальника стапельно-достроечного цеха №17 Алексей Жирков.
Длина- буксира- 35 метров, ширина-10 м, осадка- до 3 метров.
Мы сейчас находимся внутри строящегося буксира, который будет бороздить моря северного флота. И это одно из самых больших помещений — капитанская каюта. Здесь будут располагаться кровать, шкаф, холодильник, телевизор. Здесь письменный стол. И рядом — санузел, где будет душевая кабинка.
Торжественный спуск на воду запланирован на весну будущего года. Летом — швартовые испытания, и ровно через год это судно — вместе с другими аналогичными станет частью российского флота.
Очень ждут на флоте и новое аварийно-спасательное судно. Как скорая помощь, оно поможет в самую сложную минуту, когда другие бессильны.
Длина Спасателя- 76 метров, ширина-15, высота до крыши рубки-19 метров. Водоизмещение- свыше 3 тысяч тонн. Оборудован энергоустановкой, состоящей из четырех дизель-генераторов, с общей мощностью в 7 мегаватт.
Это строящееся судно — одно из самых больших по размеру на Зеленодольском судостроительном заводе. Судно- спасатель, которое может ликвидировать разлив нефти и прийти на помощь в любой экстремальной ситуации на воде. Будь то крушение или пожар. И может взять на борт около 100 пострадавших. Более того, может оказать помощь жителям поселка на берегу. Например, тем, которые остались без электричества. Став для них своеобразной автономной электростанцией.
Большая надежда не только российского, но и татарстанского флота — обновленные Метеоры. Четыре судна уже построены, еще четыре — в процессе. И это, явно, не предел. Ведь путешествия по рекам России, как и в целом внутренний туризм, сейчас востребованы как никогда. А модифицированные Метеоры гарантируют комфорт по высшему разряду.
«Внешний дизайн, во-первых. Новые материалы. Они гораздо легче. Экономичность получается выше, что для эксплуатации очень выгодно, так как напрямую влияет на расход топлива. Ну, а комфорт, конечно. Все салоны сделаны по авиационному типу. Все компактно, удобно. По шумности- тоже внешнего шума гораздо меньше. Ну, и на воде они ведут себя довольно плавно, и даже не замечаешь, что едешь по волнам»,- говорит заместитель начальника по производству стапельно- достроечного цеха №18 Григорий Каюров.
Впрочем, российскому флоту нужны не только военные корабли, суда-спасатели и перевозчики пассажиров. Очень нужны также научно- исследовательские суда, способные работать и на крайнем севере, и в тропических морях. Два таких уникальных судна заложили в Зеленодольске всего несколько дней назад. Водоизмещением 4 тысячи тонн, с аппаратурой, которая контролирует обстановку и выше и ниже ватерлинии.
«Мы все считаем, льды, льды. Но льды — это вопрос менее сложный, чем обеспечить обитаемость в тропиках, когда вода под 35, а воздух под 45, обеспечить людей хорошими условиями обитаемости. Здесь самый большой кубрик на 8 человек. Офицеры в одноместных каютах, мичманы — в двухместных. Старший комсостав — в блок-каютах»,- говорит главный конструктор проектов Зеленодольского проектно-конструкторского бюро Вадим Сапарин.
Борьбу за право претворить эти проекты в жизнь вели сразу три престижных конструкторских бюро страны. И зеленодольцы победили, предложив лучшие варианты при минимальных затратах.
Это тот случай, когда инициатива была не наказуема, а, наоборот, вознаграждена.А победа в конкурентной борьбе с другими конструкторскими бюро лишь сделала этот проект более интересным и перспективным. В итоге Ззеленодольский завод имени Горького получил очень выгодный и перспективный проект.
Впереди — серийный выпуск судов. А эти два будут гордо носить имена начальника «Дороги жизни» на Ладожском озере во время Великой Отечественной войны Михаила Нефёдова и военного разведчика, контр-адмирала Николая Зуйкова.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Поделиться новостью:
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
8 (843) 528-25-59
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
+7 (843) 554-32-01
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»