Виртуальные мошенники. Все чаще нас стали обманывать в сети и по телефону, с начала года в Татарстане около 40 процентов всех киберпреступлений. И если раньше чтобы опустошить карту банка требовались личные данные или пароли, то сейчас всего лишь ответ «ДА» может лишить вас денег. По какому сценарию работают, и как распознать, что с вами говорит не человек, а робот, с экспертами тему разобрала Феруза Насырова.
Все было как во сне. Телефонный звонок, попытка спасти деньги и отменить заявку на кредит. Вот только проснуться от разговора с лжесотрудником банка — помогла смска. Со счета героини списали все деньги. И такие истории по всей стране. Сеть телефонных мошенников опутала все регионы. В прошлом году незаконно они выманили у россиян 45 миллиардов рублей. Почти половина всех преступлений в республике – от рук кибераферистов.
“По республике в сутки у нас регистрируется почти около 200 преступлений, по половине из них возбуждаются уголовные дела. Если говорить про прошлые года с 2013 по 2017, то соцпортрет в то время был – это пожилые, сейчас потерпевшие – среднего возраста», — рассказал заместитель начальника отдела по раскрытию мошенничеств УУР МВД по Республике Татарстан Рафаэль Мусаев.
Запустить руку в кошельки мошенники пытаются под любым предлогом. Представляются службой безопасности банков, сотрудниками полиции и других служб. Сценариев – много. Результат – один. Получив персональные данные – аферисты исчезают вместе с деньгами. Жертвы отдают сбережения и в руки мошенникам. Специальным курьерам.
«В этом году участились случаи, когда звонят родственникам и говорят, что их близкий человек попал в беду и для решения вопроса нужно перечислить деньги. В этих случаях приезжает курьер, забирает деньги и потом переводит их по различным счетам мошенникам», — прокомментировали в МВД по Республике Татарстан.
Таким способом лишилась средств на этой неделе пенсионерка из Альметьевска. Курьеру она передала – 600 тысяч. Но если у жертвы денег нет, мошенники убеждают взять их кредит. И в ход идут психологические приемы. Часто обманутые признаются: были будто под гипнозом. Отрывок одного из телефонных звонков мы разобрали с психологом. Гипноз, шантаж, угрозы. Жадность звонящих зависит от податливости жертвы. И чем дольше идет диалог, тем легче подобрать психологический код.
«В начале они резко, быстро-быстро скороговоркой говорят, человек не может сообразить и как в гипноз вводят. Настораживают сначала и человек отключается от реалии, и потом они начинают тихо говорить, давать инструкцию, что нужно сделать, переведите деньги туда, на этот счет», — пояснила медицинский психолог республиканской клинической психиатрической больницы им. В.М. Бехтерева Людмила Невоструева.
90 процентов всех звонков поступает из недружественных стран, заявили в полиции. Поэтому вычислить таких виртуальных аферистов, а уж тем более вернуть украденные ими деньги – крайне сложно. Персональные данные они получают из утекших баз данных.
«Если вы активно пользуетесь каким-либо сервисом, отправляете почту, заказываете еду, эти все сервисы обрабатывают ваши данные. К сожалению, многие сервисы допускают утечки и они доступны на различных ресурсах. Есть бот в одном из мессенджеров, где любой может проверить свое наличие в одной из баз. Вводим номер ваш и восемь раз ваш номер утекал мошенникам», — мнением поделился эксперт по информационной безопасности Алмаз Валиуллин.
Ввести в заблуждение мошенники пытаются и с помощью айпи-телефонии. Это подменные номера обычных граждан и банков. Пока готовился репортаж к эфиру – корреспонденту нашей редакции поступил такой звонок. Чтобы опустошить карту, мошенникам могут потребоваться не только личные данные. По одному ответу «да» оформляют кредиты и отправляют с вашей страницы в соцсетях – голосовые сообщения с просьбой о помощи.
Современные технологии, а схема обмана классическая. Чтобы лишить свою жертву денег, мошенники используют и специальные сервисы, которые подделывают голос человека.
Преступники подделывают голоса родственников, знакомых и даже начальства своих жертв. В Татарстане работница одного из магазинов, по звонку лжеруководителя, голос которого был в точности как на настоящий, перевела деньги на незнакомый счет.
«В звуковых и видеопрограммах есть специальный эффект по обработке голоса, для того чтобы его можно было его изменить. Повысить или понизить», — рассказала звукорежиссер филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Татарстан» Альфия Гарайшина.
Единственный способ не попасться на крючок телефонных мошенников — перезванивать знакомым лично и запомнить: ни полиция, ни банки никогда не будут просить вас помочь следствию и проверить движение по счетам.
«Если задается вопрос по поводу заявки, подавали ли вы заявку в банк на кредит, однозначно сотрудники банка не задают такие вопросы. В системе мы сразу видим, подавали или нет. Мошенники любят торопить, наши специалисты, наоборот, не торопят и задают все уточняющие вопросы», — отметила заместитель директора Татарстанского регионального филиала сельскохозяйственного банка Василя Муллина.
Если сомнительный звонок от банка все же поступил, положите трубку. И сами перезвоните на официальную горячую линию банка или в отделение МВД. Обычно после таких психологических атак, жертвам нужно поправлять не только материальное положение, но и психологическое здоровье. Они частые клиенты телефонов доверия и кабинетов специализированной помощи.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Поделиться новостью:
Теги: Картина дня, мошенники в Татарстане, События недели, телефонные мошенники, Яндекс.Новости
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
8 (843) 528-25-59
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
+7 (843) 554-32-01
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»