Теперь к повестке экономической, которая, конечно, неразрывно связана с политической. Бизнес переориентируется — вектор понятен — с запада на восток. Историки называют это восстановлением давних традиционных путей, экономисты рассуждают о том, что для восстановления понадобится время. Все же долгие годы основной трафик товаров был с Европой и Штатами. Татарстан — на неделе знакомился ближе с Ираном. Во многом похожем на нас. Приняла Казань и бизнес-форум «Татарстан — Беларусь». Что на экономической карте сегодня — в нашем большом репортаже.
Путь, знакомый с древних времен, с Запада на Восток, с Севера на юг. Когда-то по нему тянулись караваны. Теперь этот путь на древней карте показывают в Институте истории. И казалось бы, сам Шелковый путь стал уже просто историей. Везли из Волжской Булгарии в страны Азии и востока искусно выделанную кожу, пушнину, изделия кузнечного промысла.
— Древние предки татарского народа до Волжской Булгарии древние племена устанавливали крепкие экономические связи со странами востока. А с момента возникновения Волжской Булгарии, особенно с принятием ислама, эти контакты приобрели масштабный характер. Более тысячи лет связи Татарстана с востоком имеют прочные исторические традиции, — рассказывает директор Института истории им.Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан Радик Салихов.
Плавный ход караванов изменило само время. Россия прорубила окно в Европу и оставила лишь тропы на восток. Бурное развитие промышленности требовало поиска новых дорог. Но время же и повернуло торговые караваны вновь на давно изученный путь.
11 дней – столько контейнерный состав ехал из Владивостока, и неизмеримо больше в масштабах поиска новых экономических связей. Привез он товары из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом «контейнерном караване» — комплектующие для предприятий Закамья, товары народного потребления и заказы татарстанцев с маркетплейсов.
— Для нас это очень важно- для татарстанских товаропроизводителей, предпринимателей, которые выходят на зарубежные рынки- в первую очередь, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в Юго-Восточную Азию. Это будет надежный и недорогой поставщик, — отмечает Уполномоченный по защите прав предпринимателей — помощник Президента Республики Татарстан Фарид Абдулганиев.
Так, путь товаров из Азии в Татарстан стал вдвое быстрее, на четверть – дешевле. Раньше отправляли их через порты Новороссийска и Санкт-Петербурга. Плюс здесь республика становится еще и центром, откуда грузы поедут по Поволжью. Тут вновь историческая отсылка: так уже было. Через Волжскую Булгарию транзитом шли товары и на северные княжества, и дальше.
И куда дальше. Иран, что уже 4 десятилетия, под санкциями США, готов открыть совершенно новые пути для доставки товаров. Тут вновь на карте выгодно оказывается Татарстан и его президент – глава группы стратегического видения «Россия – Исламский мир».
Когда на прошедшем в Иране форуме перед основным заседанием раздается молитва на арабском языке – эти традиции тоже вполне созвучны и понятны татарстанской делегации. Россия только оказалась под беспрецедентными санкциями, а Иран уже нашел свои выходы и обходы западного прессинга, и вновь исторические пути пересеклись. Теперь нужно искать пути транспортные. Ведь дли бизнеса одним из первых стоит вопрос доставки.
— Сегодня идет активная работа. Конечно, такие регионы как Голестан и Республика Татарстан должны быть примерами, как это должно работать. Мы обсудили стратегические вопросы — вопросы логистики. Нашими коллегами из Голестана проработан транспортный коридор не только до Ирана, но и до южных морей. Это очень перспективный проект, — отметил на встрече в Иране 19 сентября Президент Татарстана Рустам Минниханов.
Сейчас Иран готов открыть перед Россией через Татарстан водный путь. Или транспортный коридор Север-Юг. По нему через Каму, Волгу через порт Астрахани товары могут идти в направлении портов Ирана. Называют восточные партнеры даже такой прорывной проект как строительство канала, который был соединил Каспийское море с аравийским и с Индийским океаном. Это стало бы революцией в мировой логистике. И еще одним большим показателем смены вектора с Запада на Восток.
На небольшом предприятии в Казани выпускают холодильные агрегаты. Как нигде актуальные товары для жарких стран. Иран им тоже интересен. Рынки сбыта они расширяют день ото дня. И отказ западных партнеров от работы с ними не «заморозил» холодильное производство.
— В плане реализации не поменялось, мы и раньше были ориентированы на страны СНГ, на ближнее зарубежье. По комплектующим, по закупкам – да, раньше были европейские, сейчас – китайские, — рассказывает директор предприятия по выпуску холодильных агрегатов Дмитрий Протасов.
Сейчас в поисках новых дорог многие российские предприятия. История сделала оборот, и караваны устремились на восток. Ведь заморозилось не просто транспортное сообщение с Европой, но и платежи, и другие аспекты.
«Стратегически — важно. Для большинства предприятий нужны транзакционные процессы. Нужно понимать особенности внутреннего рынка стран СНГ. Рынок интересный, есть свои особенности. Важно понимать культуру взаимодействия. Даже в разных провинциях разные подходы к ведению бизнеса. Мы встречались по предприятиям. Когда мы говорим о дальнейшем выходе, важно понимать логистику», — рассказывает заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан Марат Ахматов.
Это, конечно, не так просто – развернуть на 180 градусов все потоки грузов. Нужна глобальная перестройка, впрочем, вполне возможная. Скоро откроется и прямое авиасообщение с Тегераном, и бизнес-миссии наверняка устремятся туда, уверены эксперты. К слову, на этой же неделе Татарстан получил своей «окно в Европу» — прямые рейсы в Сербию. Посреди Евросоюза она не забыла свой исторический путь, который ведет в Россию.
Диана Василова, Дамир Мухаметханов
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Поделиться новостью:
Теги: Диана Василова, Картина дня, События недели, Яндекс.Новости
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
8 (843) 528-25-59
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
+7 (843) 554-32-01
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»