Большой заказ получит Казань на 40 гражданских Ту-214. «Аэрофлот» и госкорпорация «Ростех» подписали соглашение о поставке самолётов. Важная встреча прошла на восточном экономическом форуме во Владивостоке. Россия намерена полностью перестроить перевозки, и первый шаг на этом пути — пересесть с иностранных самолетов на наши. Крупнейший в современной истории пакет заказов формируется, и отечественная промышленность к такому вызову готова. Репортаж Эльмиры Заляевой.
Ученики одного из немногих в городе кружка авиамоделирования. Пока называют это своим хобби, еще не расправили свои крылья и даже не представляют, какой исторический полет может ждать впереди, если, как и их наставник Артур выберут авиаотрасль делом своей жизни. Самолет набирает высоту, борт попадает в турбулентность, стремительно падает вниз…или снова взмывает вверх? В 90-е игры с самолетиками выглядели примерно так, это, кстати, игрушка, сделанная мальчишками на уроках труда в эти годы. Но вот в авиаотрасли страны в это время было не до игр, пока дети пополняли домашнюю авиацию высокие руководители отказывались от целой авиаотрасли страны. Стремительный крах авиации России выглядел так: в 92-м Борис Ельцин заявил, что страна больше не нуждается ни в самолетах ТУ-160, ни в Ту-22 м3, ни во многих других. Отпала нужда в конструкторах. Крупнейшие авиационные заводы остались без заказа, работы и сотрудников. В зоне риска оказался и Татарстан.
— Сейчас обращаясь к истории, мы уже можем оценить, как уничтожали авиаотрасль по стране, но Татарстан оказался единственным регионом, где сумели сохранить заводы, еще и с заказами. Вы помните, как это было?
— Тут надо отдать должное первому Президенту Республики Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Он колоссальную работу в этом деле проводил. То, что остался вертолетный и авиационный – заслуга руководства Республики, сегодня мы развиваемся на этом фундаменте развиваемся, хотя фундамент этот пошатнулся очень сильно, — вспоминает доцент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов КНИТУ-КАИ, кандидат технических наук, заслуженный работник высшей школы РТ Игорь Федоров
Фундамент авиационной отрасли Республики – заводы. С их людьми, проектами готовых самолетов, огромными ангарами. Именно это тогда так стремился сохранить Минтимер Шаймиев. У штурвала республики в это время был он. Перед его глазами проносилась картинка как заводы Татарстана, которые были так нужны в годы Великой Отечественной, в гонке вооружений, сегодня терпят авиакатастрофу. Пошли на крутое пике – если страна не готова брать наши самолеты, Республика будет закупать их сама.
«В то же время ситуация, хоть и катастрофическая, тем не менее пока не совсем безнадежная. Еще не все потеряно, и нужно проявить на уровне государства политическую волю и выделить из бюджета не условные, а достаточные средства для того, чтобы возродить самолетостроение. Это и есть защита интересов государства, и мы не имеем права потерять локомотив высоких технологий на все времена. Именно таким локомотив является авиастроение», — цитируют издание Республика Татарстан Президента Татарстана с 1991 по 2010 Минтимера Шаймиева.
Когда за штурвалом оказался нынешний Президент Татарстана Рустам Минниханов он лично возглавил совет директоров ПАО Туполев, курс на сохранение оставался непоколебим. И только сегодня, когда на горизонте появился вопрос импортозамещения, борт номер 1 по сохранению Татарстан получил подкрепление.
«Все договора подписаны, все планы по производству составлены, у нас сейчас важные вопросы модернизации стоят, чтобы полностью реализовать программу импортозамещения», — рассказал генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Госкорпорации Ростех Юрий Слюсарь
План по производству – это 40 ТУ-214, которые Казанский авиационный должен поставить национальному авиаперевозчику. Соглашение подписали на Восточном экономическом форуме. Заказ получили. Как исполнять тоже знаем. Главное, чтобы смежные отрасли успели переориентироваться. Когда долгие годы запчасти, оборудование, а порой и технологии заказывали из вне – создать свое разом – задача – не простая. Но сохранили главное – главная задача этого долгого полета Татарстана– люди.
«У меня родители на заводе, у нас династия, я поэтому тоже пошел в конструкторы, сейчас учусь и параллельно работаю», — рассказывает один из студентов КНИТУ-КАИ.
«Закончил вертолетный класс, он так и назывался и от вертолетного по целевому направлению пришел учится сюда», — говорит студент КНИТУ-КАИ.
— Сейчас требуется подвиг, сейчас не просто какой-то стационарный режим, сейчас требуется подвиг. Какое-то дополнительное усилие, необычное, здесь встанет вопрос о мотивации, как будет мотивирован труд людей, которые будут этот подвиг трудовой, самой современной и никаких поблажек нам никто делать не будет», — уверен доцент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов КНИТУ-КАИ, кандидат технических наук, заслуженный работник высшей школы РТ Игорь Федоров.
Это Президент Татарстана подчеркивал и федеральному руководству. В этом году Авиационный завод посещал зампредправительства России Юрий Борисов. Обсуждали как заводу выйти на мощность 10 ТУ-214 в год, обговорили и выпуск ТУ-160, в такой авиации завод тоже просят подставить крыло поддержки.
«Республика готова, главное – оборудование, модернизация, а кадровый вопрос мы решим, люди у нас есть», — говорил Президент Татарстана Рустам Минниханов в мае 2022.
«Я ходил в кружок авиамоделирования, мы строили там самолеты, запускали их. И это было настолько увлекательно и все детство проходило в том, что мы что-то конструировали, вот сейчас хотелось бы, чтобы наши компании, наши отраслевые предприятия начали работать с образованием, со школой, начали создавать проектные организации, где бы они захотели стать конструкторами и инженерами», — рассказал Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан — министр промышленности и торговли Республики Татарстан Олег Коробченко.
«Они будущее авиации? Конечно, безусловно. Эти дети выходят из кружка со знаниями конструкторов, они могут конструировать самолеты, вертолеты и хотелось бы, чтобы они продолжили свой путь в авиационной отрасли», — уверен преподаватель кружка авиамоделирования ЦВР ЭКОиТТ Ново-Савиновского района Казани, призёр Международных соревнований, Андрей Сабадаш.
Заказы, планы по строительству, спустя много лет в стране, кажется, осознали – быть окрыленными свободой и держать высоту можно только на собственных крыльях.
Эльмира Заляева, Владимир Юрков
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Поделиться новостью:
Теги: Казанский авиазавод, Картина дня, События недели, Ту-214, Эльмира Заляева, Яндекс.Новости
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
8 (843) 528-25-59
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
+7 (843) 554-32-01
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»