В Татарстане выясняют, кому предстоит поднять затонувшие в реках суда. На дне Волги и Камы находится несколько десятков крупных затопленных объектов, часть из них представляет серьезную опасность для экологии, и спокойно на это уже смотреть нет сил. О проблеме в разных инстанциях говорят несколько лет, и вот сейчас похоже настало время узнать, чьи артефакты покоятся под водой. Экологи на федеральном уровне настаивают на утилизации, но как всегда есть но, — нет источника финансирования. Наш корреспондент Мурат Метшин в буквальном смысле окунулся в глубину проблемы.
Стройные ряды кораблей — для татарстанцев эта картина хорошо знакома. Судоходство было неотъемлемой частью жизни Республики на протяжении всей её истории. Но, к сожалению, далеко не все корабли вернулись в порт. Десятки судов нашли своё последнее пристанище на берегах и дне могучих рек. Теперь их останки представляют серьезную угрозу для экологии Татарстана.
Проблема затонувших судов висела мертвым грузом долгие годы. Впервые за её решение взялись в 2016-м году. Тогда в рамках госконтракта водолазы обследовали водные артерии Республики. На дне, берегах и даже глубоко в песке они нашли 90 затонувших судов — это корабли, баржи, плавкраны. Они были занесены на экологическую карту Республики. За пять лет их число сократилось — часть судов признали отходами и подняли на сушу.
От былой монументальности многотонных судов остались лишь ржавеющие остовы. Их поглотила флора и фауна — ракушки облепили корпус, а ил замуровал в грунт. Однако, как раз для водной экосистемы они представляют самую большую опасность. Ржавчина окисляет и загрязняет воду, а мелкие обломки течение разносит на десятки километров. Кроме того, в некоторых судах могли остаться токсичные материалы — в первую очередь, топливо. С каждым днем их состояние ухудшается. Один из таких затопленных объектов мы решили исследовать сами, а также понять насколько данные 2016-го года актуальны спустя пять лет.
Этот металлический пантон — невзрачный пример брошенного плавсредства в акваториях Татарстана. Он ржавеет здесь уже не первый год. А чуть поодаль от него — бетонный дебаркадер. Сегодня мы исследуем его не только сверху, но и снизу. Однако, важно отметить, что погружение я буду проводить вместе с инструктором, а ранее я прошел специальное обучение. Поэтому вам без специальной подготовки идти на такой риск не стоит.
Сейчас Волга цветет, потому видимость почти нулевая. Взгляда над кромкой воды хватает, чтобы оценить плачевное состояние дебаркадера — на бортах сколы и дыры, иллюминаторы покрыты непроглядной грязью, а внутри — разруха.
Но и под водой мне, все же, удалось кое-что разглядеть. Бетон покрыт наростами, а под днищем пустоты достаточные, чтобы там пролез человек. Последнее не соответствует данным пятилетней давности — тогда днище было погружено в грунт. Стабильно ли оно сейчас — остается вопросом, а то, что его используют, как причал может представлять опасность для людей. Особенно, ввиду его близости к отдыхающим — до пляжа «Локомотив» всего пару сотню метров.
Лейсан Исмагилова, помощник Казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры
— Это объект, как мной было сказано, накопленного экологического ущерба 50-60-х годов. Непосредственно наносит ущерб окружающей среде, водному объекту. И, как мы видим, нарушаются права граждан на безопасное использование водных объектовВячеслав Долгов, начальник отдела охраны водных объектов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
— Данные суда представляют опасность для отдыхающих, потому что данные суда, в основном, состоят из металлических конструкций, некоторые — острые предметы, которые могут повлиять на жизнь и здоровье населения
Этот дебаркадер не мешает судоходству, да и места занимает немного. Но вот в нескольких километрах южнее, в грузовой бухте казанского речного порта, находится настоящее кладбище брошенных плавсредств. 8 судов полузатоплены, а одно покоится на дне. Они занимают пространство бухты, которое, в теории, могло быть использовано по назначению — как активный причал. Однако, самый важный нюанс проблемы затонувших судов — отсутствие владельца, а значит — ответственного лица.
Лейсан Исмагилова, помощник Казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры
— Их всего 77 судов, 2 из которых имеют собственников. Им предъявлены исковые заявления, они сейчас на исполнении. Пока судна не подняты, не убраны. И 75 судов не имеют собственников, то есть признаны безхозяйными. Поскольку хозяев нет, нет их сейчас, не установить, бремя утилизации этих судов — сделать так, чтобы они были убраны, простым языком если говорить, ложиться на государственные органы
С момента обследования акваторий остро встал вопрос, какая госструктура будет отвечать за подъем судов. Важно отметить, что 77 затонувших плавсредств находятся в акваториях Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ. За них отвечают администрации водных путей, они находятся в Нижнем Новгороде и Перми соответственно. По решению природоохранной прокуратуры Республики их обязали поднять суда. За этим последовали судебные разбирательства — администрации водохранилищ отказывались брать ответственность. Финальную точку в этой истории в четверг поставил Верховный суд Республики.
Лейсан Исмагилова, помощник Казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры
— Были рассмотрены эти две жалобы государственных органов. По результатам рассмотрения которых Верховный суд поддержал позицию прокуратуры, оставил решение Московского районного суда города Казани и жалобы государственных органов без изменений
Теперь за мертвый груз акваторий Татарстана будут отвечать «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» и «Администрация «Камводпуть». Ответственные найдены, а значит и дело, вместе с судами, сдвинется с мертвой точки. А чтобы в будущем подобных ситуаций не случалось, подготовлен законопроект. По новым правилам, капитаны будут должны оповещать порты о происшествиях. Плавсредства, представляющие опасность для судоходства должны будут быть подняты владельцем в течение 3-х месяц, остальные — в течение полугода. Предполагается, что отказ от поднятия и утилизации повлечет за собой штраф — до 10 миллионов для юридических лиц. Это то, что на поверхности. Поднимет ли это волну очищения рек – мы будем следить за этой темой.
Мурат Метшин, Ренат Сахибгареев, Сергей Павлухин
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Поделиться новостью:
Теги: Картина дня, События недели, Яндекс.Новости
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
8 (843) 528-25-59
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
+7 (843) 554-32-01
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»