Дискуссию открыл генеральный директор АНО «Диалог» Алексей Гореславский. Первоначально структура создавалась в качестве центра мониторинга и анализа эффективности обратной связи органов власти Москвы с жителями города, однако впоследствии в Кремле было принято решение о распространении работы «Диалога» на общефедеральный уровень, и за организацией закрепили ответственность за развитие цифровых платформ обратной связи с гражданами по всей стране. Эксперт уверен: участие жителей в реализации функций государства – обязательное условие эффективности действий власти всех уровней:
— Мы пытаемся это институционализировать, создать механизмы, которые позволили бы услышать каждого гражданина. И если раньше система инцидент-менеджмента просто собирала вопросы, которые люди задают, в том числе, через социальные сети, то сейчас мы пытаемся сделать так, чтобы власть не просто услышала «глас вопиющего», но и максимально быстро отреагировала на него.
Глава АНО «Диалог» отметил положительный опыт Татарстана в этой части:
— Жители Татарстана активно, фактически напрямую участвуют в том, как меняется их регион. Итоги цифрового рывка, который произошел в Татарстане за 8 лет, видны невооруженным газом, и участие жителей в этом процессе безмерно велико. Именно оно создает такое давление на чиновников всех уровней, на которое невозможно не ответить. Меняется сама парадигма восприятия: чиновник понимает, что ему не остается ничего другого, как сделать так, чтобы жителям было приятно и комфортно, и это огромное достижение региона.
Заместитель генерального директора АНО «Диалог» Владимир Табак рассказал, что эффективность работы власти должна оцениваться, в том числе, по тому, насколько эффективным является механизм взаимодействия между этими двумя сторонами.
— За год система инцидент-менеджемента в целом по стране выявляет до 3 млн инцидентов. Сегодня KPI руководителей регионов определяется, в том числе, какая доля из общего объема потенциально решаемых озвученных гражданами проблем действительно решается. Это большая перестройка для чиновников, большая трансформация взаимоотношений власти и общества. Обратная связь – один из важнейших имиджевых инструментов. Этот опыт пришел к нам от больших брендов. Государство также следует рассматривать как главный бренд, пользователями которого являются абсолютно все жители, — уверен эксперт.
Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, говоря о развитии электронной демократии, предупреждал об опасности подмены понятий:
— Многие продолжают воспринимать цифровизацию как некий перевод государственных услуг на цифровую платформу. Это большая ошибка, потому что цифровизация для власти — это лишь инструмент для выстраивания принципиально иной организации жизни. Она помогает понять, что нужно гражданину, и идти «за его пальцами» — в противном случае в какой-то момент сформируется запрос, на который власть рискует и не ответить. Уровень развития цифровых технологий в Татарстане позволяет гражданам, наряду с реактивной позицией, формировать активную модель поведения.
Помощник Президента РТ, член Общественной палаты РФ Наталия Фишман-Бекмамбетова уверена: власть должна видеть экспертов в людях, ради которых реализуются те или иные программы и проекты. Куратор республиканских программ реконструкции общественных пространств и «Наш двор» рассказала о том, как применяются принципы соучаствующего проектирования в Татарстане:
— Проектировать должен архитектор. Но кто должен ставить ему задачу? Прежде чем архитектор начинает проектировать, мы собираем местных жителей, используя для этого максимум каналов коммуникации. Собираем и спрашиваем, что им нравится в данной территории, что не нравится, что где построить или поставить. Люди об этом должны договориться в команде, это очень важная часть процесса. Важно создать площадку, на которой люди собираются и договариваются. И только по итогам общественного обсуждения мы формируем задание для архитектора. После того, как проект готов, мы снова встречаемся с жителями и презентуем им проект. Если проект не нравится жителям, мы его меняем.
Фишман-Бекмамбетова отметила, что в конечном счете для полноценного соучастия необходимо живое общение с жителями. Его сложно заменить цифровыми платформами, которые способны реализовать скорее функцию информирования, чем соучастия:
– Мне неизвестна полноценная онлайновая альтернатива тем офлайн-обсуждениям, которые мы делаем. Мы создали такой онлайн-механизм для программы «Наш двор» – публиковали проекты и собирали комментарии жителей. Проводили также обсуждения общественных пространств в зуме. Безусловно, функцию информирования можно решить через онлайн, но это лишь информирование, не сотворчество в полном смысле этого слова.
По мнению министра цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан Айрата Хайруллина, реактивная модель вскоре уступит место активной благодаря развитию информационных технологий:
— Например, сервис «Народный контроль», запущенный в 2012 году, в своем нынешнем виде скоро может перестать существовать. Во-первых, потребители ушли в мессенджеры и соцсети, и система инцидент-менеджмента позволяет отслеживать нарушения через них. Во-вторых, технологии позволяют 60 тысячам камер, установленным на улицах и во дворах Татарстана, задать алгоритм отслеживания чистоты улиц, ремонта дорог или своевременного вывоза мусора.
Директор по политическому анализу института социального маркетинга ИНСОМАР Виктор Потуремский со ссылкой на собственные исследования рассказал, что сегодня отсутствие взаимодействия с властью граждане воспринимают как одну из своих насущных проблем:
— Людям нужна прямая коммуникация с властью в режиме 24/7. И ключевой вопрос здесь – это вопрос доверия: даже самая совершенная платформа будет бесполезной, если у людей не будет доверия к власти. У Татарстана один из самых передовых в стране опытов коммуникации власти и населения. Люди это видят и верят, что власть их не обманывает.
Подтверждением слов эксперта можно признать тот интерес, который жители Татарстана проявили к работе власти всех ветвей и уровней, и, прежде всего, Президента республики Рустама Минниханова, во время пандемии коронавируса.
— В эти месяцы мы увидели, насколько велик запрос граждан на власть как на опорную точку, — рассказал на заседании Экспертного клуба начальник Информационно-аналитического управления Президента Республики Татарстан Ленар Файзутдинов. – Жители республики активно следили за работой Президента и видели, насколько он чувствовал этот запрос; видели, что у Татарстана есть лидер, который находится на острие происходящего: сегодня он встречается с медиками, завтра с курьерами, занятыми на доставке продуктов, послезавтра – с представителями предпринимательского сообщества. Люди видели, что их Президент – вместе с ними. Но такие же требования они предъявляли и главам районов – им было важно, чтобы это был человек, который знает, что делать.
Иллюстрацией живого интереса граждан к работе местной власти могут служить следующие цифры: в настоящее время свои аккаунты в социальных сетях ведут 28 глав муниципальных образований; до 122 выросло количество аккаунтов органов местной власти; общее количество подписчиков на них выросло с 400 000 до 700 000.
Директор регионального общественного Фонда поддержки инициатив «Фактор Будущего» Республики Татарстан Ярослав Муравьев также советует рассматривать соцсети как один из эффективных инструментов для выстраивания диалога между гражданами и властью:
— Коммуникация через соцсети позволяет показать то самое человеческое лицо власти, которого нам порой сильно не хватает. С развитием технологий власть потеряла монополию на информацию – в интернете все на равных. Пока, к сожалению, не все руководители это приняли, не все готовы к обратной связи. Как только это произойдет, граждане и власть, наконец, окажутся внутри одного информационного пространства.
Глава Альметьевского муниципального района Тимур Нагуманов на площадке клуба «Волга» рассказал о собственном опыте выстраивания коммуникаций с жителями через социальные сети. С 1 апреля он проводил ежедневные получасовые прямые эфиры в Инстаграм. Параллельно трансляция велась в городских пабликах Вконтакте и в сети интернет.
— Я сделал это с тем, чтобы люди слышали напрямую от мэра, что происходит. Потом начал подключать в эфир гостей – например, главврача госпиталя, который принимал больных с коронавирусом. За несколько недель моя аудитория выросла с 10 до 23 тысяч человек. Теперь все вопросы, которые поступают мне в директ, систематизируются и «раскидываются» по профильным службам. Бывают случаи, когда служба ограничивается «отписками», и в этом случае люди пишут мне напрямую в директ: «Нам просто отписались», — говорит Тимур Нагуманов.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Поделиться новостью:
Теги: Яндекс.Новости
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
8 (843) 528-25-59
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
+7 (843) 554-32-01
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»