Ключевая новость авиапромышленности на неделе была связанна с самолётостроением. И предметом особой гордости ВВС России — бомбардировщиком Ту-160. На совещании, которое состоялось в Казани стало известно, что возобновлять производство лучшего в мире ракетоносца будет всё тот же Казанский авиационный завод. По вполне понятным причинам. Тут бомбардировщик и создавался. Под это дело само предприятие модернизируют. Да настолько ,что это будет принципиально новый завод. И новый бомбардировщик. О том, как он появился и каких высот достиг в нашем специальном репортаже.
Для белого лебедя всё начинается с чистого листа. В ближайшие 4 года на обновление цехов планируют вложить десятки миллионов рублей. Точной цифры, разумеется, нет. Известно лишь, что основное производство ляжет именно на казанский завод. И это с исторической точки зрения вполне справедливо. Впрочем, сам исторический момент запуска серийного производства ТУ-160 не запечатлён. В архивах, что нам удалось изучить про новый прорыв в отечественном авиапроме ни слова. Вот Советская Татария за 10 октября 1984 года. В этот день Белый лебедь совершил первый полёт. Но ничего. Только между строк встречается, к примеру, вот заметка от Министерства обороны СССР. Цитата: США, пытаясь достичь военного превосходства над Советским Союзом, продолжают форсирование широкомасштабных программ по созданию новых ядерных вооружений. И тут же видим пометку – «в настоящее время Вооруженные силы СССР приступили к развёртыванию крылатых ракет большой дальности на стратегических бомбардировщиках».
Что уж там говорить об официальной прессе, если даже в корпоративной газете завода ни слова не написано про начало производства ТУ-160. Да какой там Ту-160, здесь даже про строительство цеха для его сборники ничего. Все новости завуалированы. К примеру, вот – маленький вклад в большое дело.
В статье об успехах заводчан в производстве деталей. И ни намёка на то, что детали эти для бомбардировщика. Работники завода, конечно, знали, что готовят конструкции для сборки важного государственного заказа. Но дальше стен КАПО имени Горбунова это информация не вышла.
Это будет звучать несколько двусмысленно, но на авиационный завод словно вернулся 1984 год. В том смысле, что после принятия решения о возобновлении производства Ту-160, а если быть точнее модернизированной его версии – решено переоснастить почти половину завода. По финансовым вложениям это как раз таки сопоставимо с периодом запуска производства бомбардировщика в советские годы.
Он уже тогда был лучшим в мире. Без дозаправки в практике он летает более 18 тысяч метров. А конечной цели в таком случае способен достичь за 6 часов. И по очевидным причинам это не всем по нраву. Когда принималось решение о строительстве такой машины – цель была одна – формирование стратегических ракетных вооружений. Иными словами ядерного сдерживания. Но что от них осталось.
В апреле 2008 года здесь на заводе ВВС России передали последний новый собранный самолёт. Ему присвоили имя Витай Копылов. Так звали бывшего директора авиапредприятия. Жизнь которого трагически прервалась в период, когда стало известно о том, что принято решение о прекращении производства здесь на казанском заводе ТУ-160. Копылов не выдержал – и застрелился в рабочем кабинете.
По открытым источникам за время производства ТУ-160 – 19 самолётов были переданы Украине. После распада союза – половину вернули в честь долга за газ. И в 98-м оставшиеся бомбардировщики – утилизировали. По так называемой программе совместного уменьшения угрозы. Так что в Прилуках их попросту распилили.
Так сложилось, что история вновь напомнила о сверхзвуковом ракетоносце. Сейчас Ту-160 выполняет военную операцию в Сирии. Операционное вмешательство ждёт и сам бомбардировщик в плане модернизации. Западные эксперты уже обсуждают и называют будущий обновлённый Ту-160 более опасным. Так что же там поменяется?
Андрей Левенец, заместитель директора конструкторского центра Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова
— Идут первые этапы шаги в плане разработки образцов оборудования, то есть этим занимается по кооперации большое количество предприятий нашей страны. Плюс здесь мы проводим работы по улучшении конструкции. Окончание выпуска рабочей документации это примерно планируется на 18-19 год.
Детальной информации о том, каким будет модернизированный Белый лебедь – разумеется, нет. Это вопрос безопасности. Тем не менее, уже сейчас понятно, что стопроцентно поменяется начинка самолёта. Вычислительные и бортовые системы. Отчего боевая эффективность должна увеличиться в 2,5 раза.
База по сбору нового ту-160 будет в Казани. В помощь авиационному заводу в консорциуме будет работать порядка 20 местных предприятий и сотни по всей стране.
Юрий Слюсарь, президент Объединенной авиастроительной корпорации
— Здесь самолёт будет собираться, здесь будет испытываться, здесь будет сдаваться заказчику, соответственно весь объём модернизации приходится на казанский авиационный завод. Программа предусматривает обновление 40 % завода. Я могу сказать, что мы получим новый завод. На это будет потрачено несколько десятков миллиардов рублей. Завод будет обеспечивать возможность выпуска до трёх машин Ту-160 в год. Что соответствует тем задачам, которые Министерство обороны перед нами поставило.
А значит сверхзвуковой бомбардировщик ту-160 ещё услышат.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Поделиться новостью:
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
8 (843) 528-25-59
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
+7 (843) 554-32-01
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»