КАМАЗ в эти дни отмечает 40-летие с момента, как с конвейера автогиганта сошёл первый грузовик. Юбилей — событие не только для самого предприятия, для всего города. Ведь по большому счёту с ростом завода выросли и сами Набережные Челны. Градообразующее предприятие не только дало работу тысячам людей, но и соединило сотни судеб. Сейчас на предприятии трудятся династиями. Да и в самом Автограде нет семьи, в которой хоть кто бы то ни был не работал на КАМАЗе. За четыре десятилетия автогигант пережил самые разные испытания. Пожар, казалось дотла уничтожил мощный холдинг. Но завод не только выстоял — двинулся вперёд. А сколько кризисов переживало крупнейшее машиностроительное предприятие. Вот и на митинге, посвящённом празднику Владимир Путин заверил, что государство поддерживало и будет поддерживать завод и заводчан. О том, как появился в нашей жизни КАМАЗ, как его строили, какие надежды строили тогда — с архивами поработала Эльмира Исмагилова.
Эльмира Исмагилова
Опытные строители, молодые специалисты или совсем юные ребята без всякой профессии – в начале 70 приезжали и прилетали в город на Каме со всех уголков советского союза. Они начинали огромное дело.
Экскаваторщики, штукатуры, крановщики и отделочники. Кто то построив камский автомобильный гигант переберется на другие стройки. Но многие останутся в Челнах и будут строить знаменитые на весь мир машины.
Умар Нарбиев, строитель
— тогда много делегаций приезжало. В том числе и иностранных. Дождиг грязь а мы тросы тянем. Нас заливает они нас спрашивают — зачем вам это? Что вас заставляет?. Я говорю — мы завод строим чтоб технику хорошую выпускать. Наши отцы строили Магнитку и ГЭС ,а мы Камаз
Ежедневные сводки в информационных выпусках звучали в эфире радио «Татарстана». Наши радио коллеги были на строительной передовой. В архивных записях сохранились интервью с рабочими Камаза.
Работали вопреки всем трудностям. Два раза в смену на стройке века звучал Гимн Советского Союза.
Как и было обещано строителями завода. 16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера сходит первый камский грузовик.
Страна получила не только первый многотонник – каждый год конструкторы автогиганта совершенствовали модельный ряд, создавая грузовики под различные нужды страны. В 90 трудности незнакомых прежде рыночных отношений автогигант познал сполна. Со сложной экономической обстановкой в стране совпала и трагедия. В апреле 93 произошел пожар на заводе двигателей. Огонь уничтожил не только производственный корпус завода, но и сложнейшее технологическое оборудование. Казалось бы, это все, в истории Камаза поставлена точка, но в невиданные сроки камазовцам удалось восстановить предприятие буквально из пепла. И не просто восстановили – а каждый год ставили рекорды. Сто тысячная машина, двухсоттысячный двигатель. На 2 миллионом многотоннике в 2012 году автограф оставил Владимир Путин.
Для большинства стран камский многотонник – символизирует мощь, надежность и выскокую проходимость. Камазы стоят на вооружение не только российской армии. Успехи военных автомобилей камаза известны далеко за пределами страны. В сельском хозяйстве, в строительной отрасли этой технике нет равных. А на сложных трассах нет быстрее челнинского многотонника. Пилоты за рулем камаза выигрывали подавляющее число гонок ралли «Дакар». Сегодня КАМАЗ- это бренд Татарстана и России. История автомобилей насчитывает 1000 событий – и драматических, и триумфальных, и малозаметных. Но всегда исключительно важных, не только для республики, но и для страны.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Поделиться новостью:
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
8 (843) 528-25-59
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»
ГТРК "Татарстан", 420095, г.Казань, ул.Шамиля Усманова, 9
Телефон редакции:
+7 (843) 554-32-01
Электронная почта редакции ГТРК:
vesti@trttv.ru«Государственный Интернет-Канал «Россия» (свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-59166 от 22.08.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
Учредитель – федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
Главный редактор - Панина Елена Валерьевна, редактор ГТРК - Гималтдинов Фирдус Салихович
При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на trt-tv.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка на trt-tv.ru обязательна. Для детей старше 16 лет.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
© 2025 Государственная телерадиокомпания «Татарстан»